"Биологические звуки - нецивилизованные, некрасивые, неприличные - это чернозем, которые питает и пение, и речь. Так что при любой возможности рекомендую вам громко зевать, скрипеть, кряхтеть, подражать животным - голос скажет вам спасибо." 😃😃😃
Добавляю, что можно это делать дома или в компании принимающего человека, но не в обществе. И иногда можно собраться и повыражаться на каких-нибудь танцульках или на театральных импровизациях. Продолжаю рассказывать про виды голосовых проявлений.
Напомню, что речь шла про пирамиду, где снизу вверх идут три слоя: звуки биологические, культурные и звуки как искусство (подробнее: vk.com/wall61733604_21451).
Я изменила вид схемы и добавила в нее связей и пересечений между слоями.
Потому что, например, звук как спонтанная импровизация - он где?
Горловое пение?
Этника с звукоподражаниями животным, инспираторными фонациями и прочими горлохрипами?
В этих жанрах биологическое превращается в искусство, так что важно обозначить пересечение между ними.
Примечательно, что искусство до XIX века принципиально отграничивалось от всего биологического, а с XX наоборот, начало активно вбирать и ассимилировать биологическое. И у современного техничного певца будут в палитре штрихов и расщепление, и штробас, и бэлтинг - не что иное, биологические хрипы и крики, владение которыми доведено до невозможной высоты технического совершенства.
Здесь напрашивается разговор про то, как включение биологического напрямую в искусство коррелирует с эволюцией картины мира и представлений о человеке, с постепенным принятием человека в его ценности и целостности и стремлением воплощать эту целостность в том числе в искусстве. Но, пожалуй, это рассуждение потребует отдельного поста.
Что же даёт нам деление голосовых проявлений на три сегмента?
Мы можем понимать, в каком из сегментов происходит затык и исправлять этот затык через восстановление связи между сегментами, опираясь на их способность питать друг друга.
Например: биологические звуки - казалось бы, простейшая вещь. Но дело в том, что человек воспитанный обучен сдерживать биологические проявления. И для кого-то голосовые практики становятся единственным местом, где можно (и нужно) прилюдно зевать большой пастью, кряхтеть, стонать ухать, храпеть - в общем, вести себя неприлично.
Биологические звуки позволяют сбрасывать избыток напряжения в теле. Регулируя, ограничивая их, мы накапливаем напряжение, и если оно так и не найдет выхода, "осядет" в теле и голосе - тело постепенно станет скованным, движения неуклюжими, мимика бедной, а голос тусклым, монотонным или быстро устающим.
Получается, чтобы быть принятым в обществе, нужно, в числе прочего, научиться не зевать, не пердеть и не чесаться в присутствии других людей. Но чтобы быть здоровым и счастливым, этого недостаточно, нужно освоить каналы сброса напряжения.
Когда наш культурный и биологический слой находятся в балансе, мы наблюдаем голос, с которым комфортно и которого хватает для всех жизненных задач. Но если биология подавлена, если сдерживается намного больше, чем сбрасывается - культурное тоже подавляется, обесточивается. И тогда восстановление голоса требует реабилитации природных звуков. Этот подход используется, например, в ФМРГ (фонопедический метод развития голоса), где биологические "некрасивые" звуки называются "голосовыми сигналами доречевой коммуникации", и именно из них заново выращивается красота и сила голоса.
Биологические звуки - нецивилизованные, некрасивые, неприличные - это чернозем, которые питает и пение, и речь. Так что при любой возможности рекомендую вам громко зевать, скрипеть, кряхтеть, подражать животным - голос скажет вам спасибо.
Здесь я рассказала только про один сегмент, а их, учитывая пересечения, вон сколько.
Вам интересно, стоит продолжить разговор по теме?
И если вам кажется, что какие-то виды звучания/жанры не учла - смело пишите в комментариях!
#звучащие_люди